11 декабря 2020

Обратная связь в упражнениях: 5 советов о том, как повысить вовлеченность пользователей

Анастасия Коломина
Педагогический дизайнер

Делает обратную связь в курсах лучше


Хорошо продуманная обратная связь делает обучение эффективным и комфортным для обучающегося. Именно поэтому она считается незаменимым инструментом как в очном, так и электронном обучении. Однако между обратной связью в этих двух форматах существует важная разница.

В очном обучении обратная связь исходит от тренера или преподавателя и направлена на конкретного учащегося, то есть персонализирована. В электронном обучении человек находится один на один с системой, а обратная связь обезличена и выводится на экран автоматически. Именно из-за этой специфики в электронных курсах к созданию обратной связи следует подходить с особой внимательностью. Ведь шанса дать дополнительные пояснения и ответить на вопросы учащегося у вас не будет.

Чтобы продолжить, давайте разберемся, что такое обратная связь в электронном курсе. В самом общем смысле это реакция системы (курса) на действия обучающегося. Эта реакция может быть как текстовой — сообщение, адресованное пользователю, так и не текстовой — смена страниц в курсе или изменение состояния объектов на странице по клику на кнопку.

В этой статье мы ограничимся изучением обратной связи в упражнениях электронного курса. Цель такой обратной связи:

  • сообщить обучающемуся о его успехах в прохождении курса;
  • помочь лучше понять материал;
  • мотивировать на продолжение обучения.

Чтобы обратная связь в вашем электронном курсе отвечала перечисленным целям, подготовили 5 советов.

1. Информируйте

Главная задача обратной связи в упражнении — проинформировать обучающегося о результатах выполнения задания. Поэтому любое сообщение с обратной связью в упражнении должно содержать слово или фразу, которая поможет человеку понять, справился он с заданием или нет. Чаще всего используют такие слова, как «Правильно!"/"Неправильно», «Все верно!"/"Неверно», «Молодец!"/"Увы…» и т. д.
Пример симуляции об экономике производства
Пример обратной связи, которая наглядно показывает обучающемуся, справился ли он с заданием. Источник: курс «Работа с товаром» для сети магазинов Пятерочка

2. Обучайте

Иногда информации о том, верно или неверно было выполнено упражнение, может оказаться недостаточно. В таких случаях в сообщение с обратной связью следует включить ответы на вопросы: «Почему верно?» / «Почему неверно?».

Такая развернутая обратная связь нужна, например, когда упражнение направлено на проверку понимания обучающимся довольно сложной информации, а также в обратной связи к вовлекающим упражнениям, которые предшествуют информационным слайдам.
Пример симуляции об экономике производства
Пример обратной связи, в которой пользователю сообщается не только о том, справился он с заданием или нет, но и дается пояснение, почему его ответ был неверен. Источник: курс «Работа с товаром» для сети магазинов Пятерочка

3. Используйте примеры из практики

Чтобы помочь пользователю лучше понять и запомнить изученную информацию, используйте в обратной связи ситуации из практики. Демонстрация того, к чему может привести неправильное выполнение каких-либо действий, позволит вам вызвать эмоциональный отклик у обучающегося. Это, в свою очередь, поможет ему сконцентрироваться на самом важном — последствиях своих действий, а не на том, верен или неверен его ответ.
Пример симуляции об экономике производства
Пример обратной связи, в которой пользователь видит не только информацию о том, что неверно выполнил упражнение, но и последствия, к которым может привести его ошибка в реальной жизни. Источник: курс «Индивидуальные встречи руководителя с сотрудником» для Nutricia
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

4. Пишите понятно

Приступая к разработке обратной связи, помните, что у обучающегося не будет возможности задать вам дополнительные уточняющие вопросы, а у вас возможности ответить на них. Поэтому обратная связь в упражнении должна быть четкой, понятной, однозначной. В противном случае обучающийся может потерять мотивацию для дальнейшего прохождения курса, а эффективность обучения будет снижена.
Пример обратной связи в курсе о подборе персонала
Пример обратной связи в курсе о подборе персонала. Источник: курс для Райффайзенбанка

5. Внушайте уверенность

Чтобы мотивировать обучающегося на дальнейшее прохождение курса, необходимо внушить уверенность в том, что он успешно овладевает материалом и справляется с поставленными в электронном курсе целями.

Эту задачу может решить обратная связь с мотивирующими фразами — «Молодец!», «Так держать!», «Отлично!», «Ты можешь лучше!», «Не сдавайся!». Подобные слова могут подбодрить пользователя и придать уверенность в собственных силах.
Пример симуляции об экономике производства
Пример мотивирующей обратной связи при прохождении блиц-опроса. Источник: вводный курс для МТС
Теперь вы знаете, что создать эффективную систему обратной связи в электронном курсе несложно. Главное помнить, что создаете вы ее для человека, которому важно знать о своих успехах, быть уверенным в своих силах, понимать изучаемый материал.
Автор: анастасия коломина

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СТАТЬЕ СЛАЙДЫ ВЗЯТЫ ИЗ КУРСОВ, РАЗРАБОТАННЫХ LEVEL
Поделиться